Я в сети

Три правила дизайнера логотипов
26 июля 2013

Больше всего на свете я ненавижу подобные названия статей. 5 правил хорошего художника, 10 секретов успеха домохозяйки, 4 простых шага на пути к профессиональной прочистке дачных туалетов. Я никогда такое не читаю. Лучше свое напишу.

Вообще, конечно, катастрофическая временнáя пропасть разделяет этот и предыдущий посты. Все хотел написать: то про iOS7, то про Photoshop CC, то просто про более приземленные вещи.. Но как-то не сложилось. Много было работы, а вот сейчас, за полтора дня до нашей с Яной свадьбы и за четыре дня до отпуска, наконец-то появилась свободная минутка. Так что делюсь практически первым что пришло в голову.

В последнее время я почти не занимаюсь логотипами. Как-то так получилось, что основная работа меня поглотила чуть более чем полностью, но не суть. Все же заказы на логотипы случаются, верней случается то, что я на них соглашаюсь. И когда я рассказываю новому клиенту о своих правилах работы, обычно возникает один из трех вопросов: почему так долго, почему так дорого и почему охуенно всего один вариант? Вопрос этот не всегда бывает вербальным, он может быть прочитан по поведению, по заминке в голосе, по паузе в переписке в скайпе. Я не жду, пока вопрос будет озвучен, а сразу все объясняю. Так вот, чтобы по десять раз не перепечатывать одно и то же, я и пишу этот пост. Может кому-то даже покажется это интересным.

 

Почему так долго?

Cоздание логотипа — это процесс творческий и не непрерывный. Нет же такого слова «прерывный»? Сейчас я полистаю сборники логотипов для вдохновения. А чуть попозже я покручу шрифты. Завтра я попробую что-то набросать. Послезавтра я пойму, что сейчас сидеть над задачей бессмысленно: глаз замылен, голова забита. Надо отвлечься и продолжить позже, когда в голове осядет туман. На n-ный день я могу все отложить и начать заново. И так будет продолжаться некоторое время, пока меня не осенит. А осенить может буквально на следующий день от поставленных клиентом сжатых сроков. Неужели фора в один день ему важнее, чем отличный результат? Думаю, что нет. Теперь по индукции мы добавляем еще день, и еще день, пока не получим необходимый промежуток времени, который, конечно же, каждый дизайнер определяет для себя самостоятельно. Я для себя определил — две недели.

Свежий пример: я десять дней крутил значок и надпись, но они никак не хотели прилипать друг к другу, все разваливалось. И знак, вроде, ничего, и шрифтовая часть хорошая, а вместе — что-то невнятное. Сидел дотошно крутил усы у точек, подгонял графику под разные стили.. а сроки уже жмут, и надо что-то презентовать клиенту. Вариант-то есть, он вроде даже неплохой, но смотришь на него, и внутри как будто красная лампочка загорается. Не годится. И вдруг — кабум! и я буквально за 30 минут делаю абсолютно новый вариант, который «вот оно!», который «то что надо!», ну и который клиенту в последствии тоже понравился. Сократи сроки на один день и все, так и получилось бы нечто неплохое. В плохом смысле этого слова.

Поэтому я предпочитаю ставить сроки с запасом. Никогда не бывает поздно еще немного подумать или начать с нуля. А за три дня не то что переделать наработанное, за три дня даже вводную информацию аккуратно в голове не разложить.

Rule1

Почему так дорого?

Это легко объяснить на таком вот утрированном примере. Представьте, что вы довольно часто, допустим даже каждый день, делаете какую-то работу. Вы знаете себе цену и знаете, как и что делать. Но вот однажды вам говорят: надо сделать эту же работу, но за 8 рублей 29 копеек. Очень надо. Но за 8 с копейками рублей. Как вы сделаете эту работу, каков будет результат? Если вы дурачок от природы, то вы сделаете эту работу в крайней степени паршиво. Платят же мало, нате-получите. Если же боженька щедро отгрузил в вашу черепную коробку мозгов, то правильней было бы сразу отказаться — работать ниже своего прайса нельзя, разве что эта работа не мотивирована каким-то другим образом, но мы не будем рассматривать эти частности. Тут, вроде, все просто и понятно.

Теперь же представьте, что вам говорят: надо сделать вашу повседневную работу, но за какую-то невероятную сумму. Такую, о которой в слух в метро сказать было бы страшно. Как вы будете делать работу? Если вы не конечный распиздяй, то чувство высокой ответственности заставит вас хорошенько попотеть в тот день. Вы будете по настоящему стараться, потому что не оправдать такое большое доверие (а доверие очень хорошо измеряется в материальном) было бы просто немыслимо.

А если смасштабировать этот гиперболический пример до человеческих размеров, то ситуация перестанет быть нелепой и обретет вполне осязаемый смысл. Когда вы долго засиживаетесь в какой-то ценовой категории, она становится вашей комфортной зоной. Вы знаете, сколько времени и нервов вы похоронили на каждом прошлом проекте, и ваша человеческая натура требует, чтобы с каждым последующим разом вы прикладывали услилий на щепотку меньше — ну а как иначе, опыт же должен чем-то вознаграждаться? Так вот если немного выйти из комфортной зоны, то профит будет наблюдаться сразу и для вас, и для клиента: вы сможете больше заработать, а клиент получит профессионала, старающегося выложиться на 110%.

Rule2

Почему только один вариант?

На эту тему уже писали все кому не лень, приводя дельные примеры с водопроводчиком или зубным врачом. Но для клиента вряд ли будет убедительным ваше истеричное «ВЫ ПЛАТИТЕ МНЕ ЗА ОДИН ЛОГОТИП, ПОЛУЧАЕТЕ ОДИН ЛОГОТИП!», гораздо полезней просто посмотреть на вещи реально.

Вы — один. И голова у вас, скорее всего, тоже одна. Когда я, будучи еще зеленым фрилансером, брал проект, в ТЗ которого четко было прописано, что требуется 3 варианта логотипа, я поступал так: делал один хороший вариант и еще два для количества. Никто не делает три хороших варианта. А если кто и делает, то это говорит лишь о неумении трезво взглянуть на результат своей работы и отличить плохое от очень плохого. Но формула 1 хороший + 2 для количества — это еще большая удача. Чаще распространен другой случай: три нормальных варианта, из которых сложно выбрать, но не потому, что они все нравятся, а потому что они все в равной степени не цепляют. И заметим, что во всех описанных ситуациях получаются хорошие, но не отличные логотипы. Оно и понятно, ведь вы один и с одной головой, а значит отведенное на проект время смело можно делить на 3, а в сжатые сроки, как мы уже выяснили, ничего хорошего не получается. Кроме того, даже если вы попытаетесь, то все равно не сможете сосредоточиться на своей основной цели — на отличном логотипе, — ведь требование нескольких вариантов заставляет вас распыляться и бросать процесс на середине, мол, тут уже что-то наклевывается, пока оставлю, ведь нужно выдумать еще целых n вариантов.

Как студент в институте не защищает одновременно три разных дипломных работы, так и дизайнер не должен делать несколько вариантов логотипа. Возможность идти выбранным курсом до конца даст гораздо больше результатов, чем попытки высосать из пальца множество разнообразных, но сырых заготовок. Хороший дизанер сам себе выдаст десяток вариантов и сам же выберет верный, все-таки для этого его и нанимали. Клиент не хочет выбирать, как бы он вас в этом не уверял, это не его задача.

Rule3

 

 

,
4 комментариев     16
  • Ирина

    Спасибо за статью!

    • igorgarybaldi

      ю ар уэлкам!

  • Jovanni Parabellum

    Теже мыли) А правило один хороший, все остальное для количества это очень метко) часто даже на подсознательном уровне делаешь два остальных хуже что бы на контрасте смотрелся лучше хороший вариант)

    • igorgarybaldi

      Было дело, но очень давно)